Различия между научными и наивно-языковыми представлениями о классификации живых существ
Аннотация:
В данной статье рассматриваются зоонимы — слова, обозначающие классы живых существ (зверь, зверек, зверюшка, птица, рыба, насекомое, скотина, червь, червяк, гусеница, мóшка, мошкá, гнус, букашка, козявка, мотылек, живность, фауна, животный мир, живое существо). Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы на основе анализа употребления перечисленных зоонимов попытаться воссоздать обиходную классификацию живых существ, определив ее узловые понятия и установив отношения между ними, а также определить отличия обиходной классификации от научной. Попутно мы ставили конкретные лексикографические задачи, к ним относятся: описание полисемии всех перечисленных выше слов, построение их толкований в каждом из значений, а также описание семантических различий между близкими словами и лексемами.
Как мы обнаружили, большая часть расхождений между научными и наивноязыковыми представлениями в сфере зоологии обусловлена несовпадением в наборе релевантных признаков. Для научной сферы первостепенную важность имеют такие признаки, как место живого существа в иерархии, внутреннее строение, различные биологические особенности организма (в частности, способ размножения). Для наивной картины мира центральными являются внешние признаки живого существа (внешнее строение, размер, тактильные характеристики, характер внешнего покрова), а также такие признаки, как способность двигаться и способ передвижения, тип питания, характер среды обитания и вредоносность для человека.