Языковая компетенция как объект экспериментального исследования


2022. № 1 (43), 44-76

В. В. ГЛЕБКИН
Школа актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС
Школа № 1514 г. Москвы
(Москва, Россия)
gleb1514@gmail.com


В. А. КУЗНЕЦОВА
Независимый исследователь
(Москва, Россия)
variokotik@gmail.com

Аннотация:

Аргументация или иллюстрация теоретических построений путем создания «непра-
вильных» (*X) или «сомнительных» (?Х, ??Х) конструкций давно уже стала признанным
методологическим приемом в лингвистических исследованиях. При этом «неправиль-
ность» или «сомнительность» конструкций обычно не обосновывается, считаясь оче-
видной для любого компетентного носителя языка. За подобной практикой стоит при-
нимаемый по умолчанию постулат о тождестве или по крайней мере отсутствии суще-
ственных различий в языковых интуициях компетентных носителей. Другим след-
ствием данного постулата является утверждение о взаимозаменяемости компетентных
носителей в лингвистических экспериментах, сравнивающих восприятие языка или
языковое поведение носителей различных языков. Это утверждение снимает проблему
соотношения выборки и генеральной совокупности, являющейся одной из центральных
для исследований в области социологии или социальной психологии, и делает излиш-
ней калибровку выборки по ряду социально-демографических параметров (пол, воз-
раст, образование, вид деятельности и т. д.). В основу статьи положены четыре экспе-
римента, результаты которых ставят под сомнение как сформулированный постулат,
так и отмеченные следствия из него. В статье показано, что как минимум в ряде случа-
ев оценки корректности конструкций носителями языка заметно различаются и выде-
лить группу компетентных носителей невозможно. Показано также, что пол, образова-
ние и вид деятельности могут влиять на оценку носителями корректности определен-
ных групп конструкций, но это влияние не носит универсального характера, а заметно
различается в зависимости от типа конструкций. Проделанный анализ позволяет обо-
значить возможные направления экспериментального изучения языковой компетенции.