Названия жителей городов в советской риторике: от маргиналии к мейнстриму


2020. № 1 (39), 88-108

М. В. АХМЕТОВА
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
(Москва, Россия)
malinxi@rambler.ru

Аннотация:

В статье приводятся и комментируются результаты исследования, выявляющего
функционирование названий жителей (катойконимов) в советских газетах. На материа-
ле статистического обследования городских газет Петрограда/ Ленинграда, Твери/Кали-
нина и Тамбова за избранные даты 1918–1950, 1955, 1960 и 1965 гг. было выявлено, что
в раннесоветский период катойконимы, относящиеся к месту издания газеты, занимали
маргинальное положение. Их частотность увеличивается в конце 1930-х гг., достигает
пика в годы Великой Отечественной войны и далее остается стабильно высокой. Выяв-
ленные тенденции обусловлены изменениями советского дискурса и риторических
стратегий, диктующихся идеологией: прежде всего речь идет о повороте от пролетар-
ского интернационализма к патриотизму c конца 1930-х гг. и о дальнейшем возраста-
нии роли «малой родины» в дискурсе.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы госу-
дарственного задания РАНХиГС.