О функционировании древнерусской церковной книжной и обиходной терминологии


2018. № 2 (36), 68-86

Анна Абрамовна Пичхадзе, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

В статье анализируются различия между книжной и обиходной лексикой в древнерусской письменности. На восточнославянской почве заимствованные у южных славян церковные термины различаются по степени книжности и тяготеют к разным жанрам. В восточнославянской книжности обнаруживается устойчивая конфигурация обиходных церковных терминов, объединяющая летописи, записи писцов, поучения, вопрошания и ответы священнослужителей, подборки канонических и дисциплинарных правил, а также берестяные грамоты: чьрньць — попъ — постъ / говѣниѥ. Восточнославянский книжный узус совпадает по этому параметру с бытовым. В церковнославянских оригинальных древнерусских памятниках древнейшего периода представлены другие конфигурации. Показано, что восточнославянские обиходные термины, по большей части моравского происхождения, были широко распространены в восточноболгарских памятниках X в., в то время как в церковнославянских текстах, переведенных на Руси в XI в. («Устав студийский», «Ответы» митрополита Иоанна II), данные термины отсутствуют или имеют ограниченное распространение. На этом основании выдвинуто предположение, что они были восприняты на Руси от носителей восточноболгарского узуса вместе с богослужебной практикой, из церковного обихода.