Открывание бутылок как предмет лингвокультурного анализа


2021. № 1 (41), 64-86

В. В. ГЛЕБКИН
Школа актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС
Школа № 1514 г. Москвы
(Москва, Россия)
gleb1514@gmail.com

Аннотация:

Хотя понимание лексических и семантических изменений как, в значительной сте-
пени, социокультурного явления прочно утвердилось в современной лингвистике, слож-
но говорить о том, что существует признанная методология исследований в указанной
области и ясное понимание социокультурных процессов, ведущих к таким изменениям.
Данная статья на примере анализа лексических средств, использующихся для описания
действия по открыванию бутылок, показывает, какая сложная многоуровневая система
факторов может стоять за простейшими, на первый взгляд, лексическими и семантиче-
скими процессами. Важным аспектом анализа становится ономасиологический подход,
исследующий проблему лексического выбора между альтернативными конструкциями
и выявляющий критерии, определяющие такой выбор. В статье показывается, что про-
цесс открывания бутылок крайне редко фиксируется в письменном языке XVIII в.
и лексические средства для подобной фиксации еще не определены. В XIX в. это дей-
ствие представлено главным образом конструкциями откупоривать бутылку и раску-
поривать бутылку
. Конструкция открыть бутылку, отсутствуя в общем языке XIX в.,
встречается независимо в социолекте низших городских слоев и техническом языке,
связанном с прикладными науками. В ХХ в. она проникает в общий язык и с последней
трети ХХ в. превосходит конструкцию откупоривать бутылку в лексической конку-
ренции. В статье также реконструируются социокультурные факторы, влияющие на
выбор конструкции откупоривать бутылку или открывать бутылку авторами второй
половины ХХ — первых десятилетий XXI в. Показано, что за конструкцией откупори-
вать бутылку
часто стоит литературная традиция, тогда как за конструкцией откры-
вать бутылку
— стремление отразить непосредственную практику, современную автору.