Русские посессивные конструкции с нулевым и выраженным глаголом: правила и ошибки


2017. № 1 (33), 86-115

В. Ю. АпресянНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики» / Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

Статья посвящена псевдосинонимичным посессивным конструкциям у Х-а есть Y и У Х-а Y. В работе формулируются их возможные интерпретации, правила их употребления, а также анализируется их сравнительная трудность для усвоения иностранными студентами.

Полученные результаты предполагают, что в основе употребления обеих конструкций лежат прагматические правила, которые обусловливают коммуникативные свойства конструкций и их лексическую сочетаемость. Конструкция у Х-а есть Y имеет значение обладания и подчеркивает факт обладания в противоположность его отсутствию. По этом причине связка есть легко рематизируется, а сама конструкция возможна только тогда, когда речь идет об объектах, обладание которыми является в той или иной степени нетривиальным фактом. Таким образом, исключаются некоторые лексические классы —неотъемлемые атрибуты человека типа частей тела (*У него есть голубые глаза), уникальные периоды жизни (*У него есть счастливое детство) и др. Конструкция с нулем имеет три возможных понимания и поэтому возможна со всеми классами объектов: 1) с тривиальными атрибутами человека типа частей тела или периодов жизни она имеет интерпретацию признака объекта обладания и поэтому возможна только с определением; 2) с утилитарными объектами, ресурсами, нормальными состояниями и ситуациями она имеет интерпретацию актуального обладания; 3) с разного рода нетривиальными атрибутами и объектами она имеет интерпретацию обладания, часто постоянного, причем возможность ее употребления без определения коррелирует со степенью нетривиальности объекта — чем она выше, тем естественнее употребление без определения.

Исследование ошибок на материале корпуса RULEC показывает, что конструкция с нулевой связкой представляет большую трудность для студентов, изучающих русский язык: неправильная замена конструкции с нулем на конструкцию с выраженным глаголом встречается в два с половиной раза реже, чем неправильная замена конструкции с выраженным глаголом на конструкцию с нулем.

По-видимому, на правильность употребления влияет именно наличие прямых запретов, которые, с одной стороны, облегчают правильное употребление, а с другой — делают совершаемую ошибку более грубой. Среди ошибок замены конструкции с нулем конструкцией с выраженным глаголом наименьшее число ошибок встретилось с названиями неотъемлемых атрибутов человека (*есть похожие голоса, *есть маленькая семья, *есть такое имя и фамилия).